28 февраля 2012 г. на базе МКОУ Поваровской СОШ
состоялся районный семинар учителей начальных классов
по теме «Использование инновационных технологий
в развитии творческих способностей учащихся»


Руководитель ШМО  учителей начальных классов Коротова Марина Анатольевна выступила с докладом о работе школьного методического объединения по данной теме.

Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов – живопись, музыка, поэзия, наука.

Очень большое значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. Это позволяет максимально использовать все возможности для развития  творческих способностей ребенка, выращивать ростки детских талантов, учитывая интерес каждого ученика.

Детство- это каждодневное открытие мира. Поэтому именно в начальной школе важно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, красоты родной земли. Важно, чтобы каждый ребёнок мог пережить состояние успеха, удовлетворение от получения ,пусть небольшого, но самостоятельно достигнутого результата. Современное общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигаются и новые требования к ученику:

- обучаемость, т.е. способность к постоянному самообразованию, освоение новых видов деятельности;

- креативность, способность мыслить и действовать творчески;

- нравственность и гуманность;

Основной чертой 21 века является новая сверхзадача процесса обучения: учитель должен научиться учить тому, что пока ещё не знает сам. Реализовать эту идею можно через творчество самого учителя и развитие творческих способностей его учеников.

Задача любой школы - создать условия для развития и совершенствования ребёнка, исходя из его склонностей, интересов, потребностей и собственных жизненных целей.

Начальная школа- первая и важнейшая  ступенька в общеобразовательном процессе. С самого начала обучение строится как общая система непрерывного образования и воспитания.

ШМО учителей начальных классов работает по теме «Развитие творческих способностей учащихся». Учителя работают по программам «Школа России» (1, 2 –ые кл.), «Планета знаний» (4 –ые кл.), «Школа 21 века» ( 3-ий кл.).
Общее развитие – это целостное движение психики, когда каждое новое образование возникает в результате взаимодействия  ума, воли, чувств ребёнка. При этом особое значение придаётся нравственному и эстетическому развитию.
                                                                                                     
Цель  нашей работы: стимулирование творческой активности и развитие творческих способностей учащихся на интегрированных, проблемных уроках , в проектной деятельности, на внеурочных занятиях.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

-развивать образно-ассоциативное мышление, память, внимание;
-формировать художественно-творческую активность;
-воспитывать духовность, патриотизм, чувства коллективизма и взаимовыручки;
-учить детей творчески откликаться на события окружающей жизни;

В обучении используем принцип активности, инициативы и творческого подхода к делу. Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создания потенциала устойчивого развития ребёнка.
Решение этой задачи облегчается на интегрированных уроках.Выделяют несколько уровней интеграции.

Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определённой дисциплины.

Второй уровень- межпредметная  интеграция.

Следующий уровень - это межсистемная интеграция. Мы  используем интегрирование двух-трёх учебных предметов: «литература-изо», «литература-изо-музыка», «изо-окружающий мир». 

На семинаре Шибалковой Еленой Николаевной был показан интегрированный урок в 4 классе, объединяющий 3 учебных предмета«литература-изо-музыка». Все предметы объединяет общая тема, воспитательные и развивающие цели и задачи. Дети от класса к классу поднимаются всё выше и выше по образовательной лестнице. Наша задача на данных уроках так построить свою деятельность, чтобы у ребёнка появилась потребность в творческом поиске.    Интегрированные уроки  рассматриваем как важную предпосылку успешной ориентации в современном мире, сложность и многогранность которого требует целостного взгляда на мир.  
          
Творческая активность проявляется в участии в международных и региональных конкурсах: «Лукоморье», « Кенгуру», «Русский медвежонок». В каждом конкурсе участвует не менее 70% учащихся. А сколько выставок, презентаций, проектов было внутри школы и классов…

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Учителя предлагают учащимся творческие занятия в различных клубах, секциях и т.п.

Внеурочная деятельность помогает ребенку реализовать себя, развить свои задатки и способности.

В связи с этим в нашей школе учителями 1 класса разработаны авторские программы «Сказочный мир»», «Клуб «Почемучки», «Оч.умелые ручки», «азбука нравственности», «Здоровый ребёнок».

Программы  способствуют удовлетворению интересов и потребностей детей, приобщают их к духовно – нравственным ценностям русского народа, помогают сформировать высокую культуру речевого общения, развивают творческие способности, удовлетворяют стремление мыслить и действовать самостоятельно.

Программы построены на коммуникативно–речевом, личностно ориентированном подходе к обучению учащихся. Речевое развитие детей – основной принцип всех занятий по данным программам. Оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников.

Участники семинара побывали на занятии клуба «Почемучки» в 1 классе, учитель Мусатова Наталья Владимировна, по теме « В замке кроссвордов»
Для нас, как  педагогов, важно, чтобы каждый ребёнок мог пережить состояние успеха, удовлетворения, пусть от небольшого, но самостоятельно достигнутого результата.

Коротовой Мариной Анатольевной был представлен  метод проектов.

На выставках  - проекты детей 1 – 2 классов.

Учительница с учащимися 1 и 2 классов показали результаты проектной деятельности.

  1. Первый проект в первом классе по окружающему миру «Моя малая родина» Гореликовы Данила и Никита.

  2. «Моя малая родина»  2 класс Радионов Никита.

  3. Проект по технологии после изучения темы «Животные» . Урок - фантазия «В лесном царстве» Потокина Елизавета, Кузнецов Никита, Афонасьева Анастасия.

  4. Проект по окружающему миру «Моя семья» Борисов Дима.

  5. Проект по литературному чтению «Что я знаю о детском журнале?» Мозолевский Кирилл.

  6. Проект по русскому языку «Рифмы» Потокина Елизавета. Детям после защиты проектов было дано задание:  придумать рифмующиеся слова и записать их на карточках, затем методом случайного выбора ребята получили слова.  Им надо было сочинить «Буриме». Вот, что получилось. Шаповалов Влад, Мозолевский Кирилл, Макаров Илья.
  7. Проект по окружающему миру «Профессии».    Радионов Никита, Булатова Ирина.

У нас в школе два учителя начальных классов имеют диплом психолога.

Алла Васильевна Вовченко на примере группы детей показала мастер-класс по выявлению творческих способностей у учащихся и учителей.

Семинар закончился обсуждением проведённых занятий, уроков.

 

Материалы выступлений:

Презентация "Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей учащихся". Учитель начальных классов Коротова Марина Анатольевна;

Презентация "Проектная деятельность учащихся". Учитель начальных классов Коротова Марина Анатольевна.

 

 

Все фото

 

Учитель начальных классов
Коротова М.А.

 

Hosted by uCoz